tipa_bandera: (Default)
[personal profile] tipa_bandera

Под тегом дефицит я уже частично размещал выдержки из книги А.С. Черняева «Советская политика 1972-1991 гг. - взгляд изнутри». Мясо по талонах в 70-х и др. прелести. В этот пост соберу другие его цитаты, которые я бы назвал «хроники экономической деградации СССР». Это хороший шанс увидеть, что не «проклятый Горбачев такую страну развалил», а что СССР просто предсказуемо катились у экономическому краху. 


Эффективность советского производства, 1972 г.:










7 декабря 1973 г . Куча отходов, без бесплатных трудовых ресурсов не удается свести концы с концами, отсутствие обработки — продают сырье:











Плановая экономика производит никому ненужные товары:










Неэффективное использование материалов, недостаток рабочей силы, неспособны сохранить собранный урожай:










Декабрь 1974. Мясо по талонах:










Почти никто не выпускает качественную продукцию. Даже скидки не помогают продавать выготовленное:


28 декабря 75 г. .... прозвучали и некоторые любопытные вещи. Особенно Гостев (зав. Отделом плановых органов), желчный и умный прагматик. Например, 95 % предприятий не выпускает никакой продукции высшего качества, 2/3 министерств не выполнили план. Пришлось перевести в распродажу (из-за низкого качества и старомодностью) на 2 млрд. продукции ширпотреба, но она все равно осталась на полках

1976 год. В магазинах ничего нет:


6 января 76 г. На Новый год моя секретарша ездила в Кострому на свадьбу дочери своего мужа. Спрашиваю: - Как там? - Плохо. - Что так? - В магазинах ничего нет. - Как нет? - Так вот. Ржавая селедка. Консервы – «борщ, «щи», знаете? У нас в Москве они годами на полках валяются. Там тоже их никто не берет. Никаких колбас, вообще ничего мясного. Когда мясо появляется, - давка. Сыр – только костромской, но говорят, не тот, что в Москве. У мужа там много родных и знакомых. За неделю мы обошли несколько домов и везде угощали солеными огурцами, квашенной капустой и грибами, т.е. тем, что летом запасли на огородах и в лесу. Как они там живут! Меня этот рассказ поразил. Ведь речь идет об областном центре с 600.000 населением, в 400 км. от Москвы! О каком энтузиазме может идти речь, о каких идеях?

Что там говорить о Костроме, в 1976 году в Москве бьются за хлебо-булочные изделия и забыли запах творога:


25 апреля 76 г. Вчера утром пошел в молочную и булочную. Народу!.. Ворчание-симфония случайной толпы: мол, вот, нет порядка, не могут организовать дело, две бабы на столько народа и не торгуют, а ящики перетаскивают, да коробки вскрывают… Выходной день, а тут стой в очереди… и продуктов никаких нет… о твороге уж забыли, как он пахнет и т.д. и т.п. И вдруг над всеми грубый голос мужика лет 40. - А что вы хотите! У нас система такая. Эти бабы (продавщицы) не виноваты. Виноваты те, кто за зеленым забором икру жрут. У них там и творог есть. А у нас в стране хозяина нет. Хозяин только и делает, что о светлом будущем коммунизма выступает, а с каждым годом все хуже и хуже. Так и будет, пока хозяина настоящего нет. И т.д. Никто не удивился, не возмутился. Это, видимо, привычное дело – такие речи в магазинах. Толпа в основном поддакивала и благожелательно комментировала, в том числе молодой милиционер, стоявший в очереди за молоком. А, я извиняюсь, член ревизионной комиссии КПСС стоял и удивленно помалкивал. Да и что он мог сказать, когда у всех остальных «факты на прилавках». В булочной бабы передрались из-за куличей, а когда в проеме полок раздался голос: «Больше нет, все! И не будет!», поднялся такой гвалт, что я готов был опрометью выскочить за дверь.

1977 год. В сельском хозяйстве ничего не делается (ибо нет денег), в легкой промышленности дореволюционное оборудование и не хватает рабочих рук:


Июль 1977 г. Во вторник был на Секретариате ЦК. Слушалось – о нечерноземной зоне. Оказывается, ничего там не делается. Избрали мальчиком для битья министра сельскохозяйственного строительства. Он жалко лепетал, что у него того нет, этого нет, здесь не дают, здесь урезали. Но его и слушать никто не хотел. «Песочили», чтоб показать критический подход, но денег ни копейки не пообещали. Обсуждение деятельности Московского областного Комитета КПСС по развитию текстильной промышленности (она, оказывается, дает 40 % общесоюзной продукции). Конотоп (секретарь московского обкома). Произнес пустейшую речь – не по делу, о Конституции, об избрании Председателя Президиума Верховного Совета, о заботе партии и т.д. Но когда стали обсуждать – он начал огрызаться: 30 % прядильного и 50 % ткацкого оборудования с дореволюционным стажем, красок современных нет, 8.000 рабочих не хватает, новые станки в пять раз дороже, а покупать их приходится из тех же средств, что дали по ценам на старые. Фонды на бытовое обслуживание урезаются. И … в этом духе. Этого, хоть не песочили, но тоже ни копейки не дали. Но потребовали «поднять», «улучшить» и проч. И в первом , и втором случае поручено составить «развернутое постановление» с публикацией в печати. Хотя ясно, что от этих постановлений ничегошеньки не изменится. 

Особенно нехватка продуктов в СССР ощущалась перед Новым годом. А вот какой контраст с Будапештом:


25 декабря 1977 г. И в самом деле… Будапешт предрождественский. Магазины забиты народом и… товарами. По разнообразию и качеству и по стилю торговли, рекламы они гораздо ближе к Парижу и Лондону, и далеко ушли от Варшавы, Москвы, не говоря о Софии. Товары такие, каких в Москве даже в привилегированной «секции ГУМ’а» не достанешь. Например, полно дубленок, кожаных пальто на любой вкус, огромное разнообразие женской одежды и обуви. Словом, глядел я на это и не ощущал большой разницы между Будапештом и Лондоном. (Купил себе неожиданно кожаное пальто - мечта юности).

13 ноября 78 г. По мясу. Ростов-Дон: после вычета на ясли, детсады, на рестораны и т.п. в розничную продажу поступает из расчета 1.5 кг. на человека в год! Есть лучшие районы, но больше 7 кг. на душу в год нигде нет. Скармливаем около 100 млн. тонн пшеницы скоту. Но, так как даем без соответственных кормовых добавок, 40 % пропадает впустую. А ввозим из США опять же много пшеницы. 120 млрд. рублей на сберкнижках, плюс около 40 млрд. рублей в кубышках. Товарной массой покрывается это на 40 %, да и то, как считают эту массу? - По стоимости продукции! Но ведь значительная ее часть не покупается, а остается на полках.

В 1982 году пополнение рабочей силы за счет прироста населения составит лишь 300 тысяч человек – и то, главным образом, за счет Средней Азии. О качестве, эффективности говорилось на протяжении последних 5-6 лет многократно. Но с места ничего не сдвинулось. И не найден даже механизм решения этой задачи. Нужна кардинальная перестройка всей структуры, нужно разогнать плановиков и набрать новых, и нужны деньги, т.е. как минимум столько, сколько стоит СОЛТ-2. А мы, как видишь «выеб…» по поводу того, сколько ракет помещать на один самолет, будто иначе завтра США на нас пойдут войной.

Где ж государству снискать деньги? Повышать цены. Даже карточки подумывают вводить:


23 июня 79 г. Сижу дома. Куда же все-таки идет Россия? Скоро еще повысят цены на предметы роскоши: машины, мебель, меха, золото.… По закону вечной политэкономии это сразу скажется на тех, кто покупает на рынке лук, репу, укроп, огурцы, картошку, а потом по закону инфляции и на ценах ширпотреба. Ребята из Отдела планово-финансовых органов говорят, что ни разу ни одно такое «мероприятие» не давало искомого эффекта: 2-3 месяца поступления в бюджет увеличиваются, а потом все опять «как было», зато растет коррупция, цинизм, хищничество. Например, если раньше за мебельный гарнитур в магазине брали в лапу 10 % от стоимости, то теперь уже 100 %. Они же говорят, что «с мест» идет поток писем, все более требовательный и угрожающий. Например, «не думайте, что у русского народа терпение беспредельно»… Все чаще всерьез (не анонимно) требуют введения карточек на мясо, молоко, крупы. Судя по всему, урожай в этом году будет очень плохой. И – ждать беды. В самом деле, неужели великий народ и великая страна должны столько времени (и впредь ничего не светит) терпеть такой экономический позор для того, чтобы ее лидер мог «на равных» разговаривать с Картером!? Ведь никто уже не верит, что на нас хотят напасть, что нас хотят «захватить», подчинить, разгромить и т.п. Для чего же тогда эта военная сила, которая стала ужасающим тормозом всего нашего развития, и в жертву которой приносятся интересы народа?! Но в конце XX века смешновата такая слава.

Снова отстаем от гнилого Запада:


4 августа 1979 г. Очень тяжелая неделя прошла. Во вторник был Секретариат ЦК. Потрясенный, я слушал обсуждение о невыполнении министерствами решений ПБ по производству техники, облегчающей и заменяющей ручной труд. Зав. Отделом Фролов сообщил, что мы на 60 % отстаем от капиталистических стран по замене ручного труда.

Поездка по ФРГ показала, «что мы, невероятно отстали мы от капитализма»:


20 ноября 1979 г. Страна прекрасна – гармоничное сочетание невероятной промышленной мощи с ухоженностью и красотой природы. Я впервые проехался по Рейнской долине (хотя в ФРГ пятый раз): от Дюссельдорфа, через Кельн, Бонн, Кобленц, к Гейновской «Лорелее», а потом в сторону виноградной дороги в Пфальц. Была золотая пышущая красками осень. А виноградников, оказывается, в одном Пфальце в пять раз больше, чем во всей Грузии. Главное ощущение, которое гнетет до сих пор: отстали мы, невероятно отстали мы от капитализма. И уже ничто (в Америке хоть «негров линчуют») уже не оправдывает этого нашего отставания, и ни в чем нельзя увидеть наших экономических и социальных преимуществ. Ведь Германия тоже была стерта с лица земли. А у них зарплата 2500-3000 марок (это даже по курсу больше 1000 рублей), у них отпуск у рабочего – 6 недель, у них «железные батальоны пролетариата» (любимое выражение Пономарева, цитата из Ленина) утром садятся в собственные машины, едут на работу, а вечером – домой: на каждых трех немцев – машина. У них дороги такие, что если чашку, наполненную до краев поставить на сиденье, то на скорости в 160 км. не прольется ни капли. У них нет разделения: центр/провинция, так же, как нет «проселков» и второстепенных дорог, нет и разницы между деревней и городом ни в смысле благосостояния, ни в смысле комфорта. Безумно обидно и пока непонятно.

Догнать Запад невозможно. Особенно после того, как ГУЛАГ закрыли:


12 августа 1984 г. Еще обсуждалось лесное хозяйство. Совмин подготовил проект улучшения дела. Но это улучшение не позволит нам догнать Запад даже к 2000 году по выработке изделий из одинакового количества срубленного леса. В США их делают на 166 рублей, а мы на 41 рубль. Более 25 % заготовленной древесины у нас идет в отходы, а в Англии и Японии – 2-4 %. Пропадает, сгнивает за год около 50 млн. куб.м. По объему заготовок мы сейчас на уровне 1958 года и это, несмотря на всю механизацию и проч. (Видимо, потому, что раньше у нас на этом работал Гулаг, а теперь никого не загонишь и не заманишь. Лигачев разъяснил, что бытовые условия лесозаготовителей много хуже, чем у всех других подразделений трудящихся.

Что-то идет не так:


11 апреля 1985 г. На заседании Политбюро Горбачев огласил следующие данные: При переработке пищевых товаров 50-60 % занимает ручной труд. Производительность труда при переработке сельхоз продукции в два с половиной раза ниже, чем в капиталистических странах.

Мало того, что строили в два раза меньше ( ссылка 1, ссылка 2) — так еще и плохо, а существующий жилой фонд в ужасном состоянии:


Июль 1985г.  ...о состоянии жилищно-коммунального хозяйства в РСФСР. Очень скверно. Жилой фонд устарел, некачественное строительство нового жилья обернулось теперь миллиардами на капремонт, авариями на коммуникациях, в снабженческих сетях. Это стало повальным явлением;

7 декабря 1986 г. Опа! В СССР были бедные! Концепция «социального государства» дала трещину:










Все валится, производство хлеба дает убыток (ибо популистические цены). Интересный намек, что все (!) пятилетки были провалены:


Сентябрь 1987. Положение в машиностроении в легкой промышленности очень серьезно отражается на всей нашей работе. … Но мы в течение уже двух лет не можем обеспечить рост национального дохода. 28 млрд. руб. потери в национальном доходе: 11 - по экспорту, 17 - за счет снижения налога с оборота. Мы должны были разработать покрытие этим потерям . ...Через год мы окажемся в положении, когда не сможем выполнять обещанную социальную программу.

13% промышленных предприятий убыточны.

Горбачев. ...Производство каждого кг хлеба дает 3-4 копейки убытку. Ржи, предназначенной на производство хлеба, осталось невостребованной 2 млн. тонн. Потому что технологии производства хлеба из ржи «отказываются» работать.

Лукянов. Вы должны знать – за прошлый год мы потеряли валюты на 13 млрд. рублей из-за нефти. В этом году еще 6 млрд. и еще от водки 9 млрд. Должны об этом помнить мы все, и все члены ЦК. Когда до горячего дойдет дело.

Горбачев: (Апеллирует к министру финансов Гостеву, который сидит в зале. – А.Ч.). …Про провалы наших прежних (всех!) пятилеток никто из присутствующих здесь депутатов Верховного Совета ведь ни разу не слыхал. Как не слыхали и о том, что бюджет у нас всегда сводился с дефицитом.

Дальше уже все помним. Попытки перестроит падающую систему не увенчались успехом. А вот это интересный момент, о низких зарплатах:


30 апреля 1989 г. Ибо концепции «к чему идем» нет. Заклинания насчет «социалистических ценностей», «идеалов Октября»… как только он начинает их перечислять, звучат иронически в понимающих ушах – за ними ничего нет. Теперь «социалистическая защищенность». А что же сейчас такое, когда 22 млн. людей получают меньше 60 рублей?

Я по переписи посмотрел, это примерно 14% от всей возрастной группы 20-60 лет. Это меньше 60 рублей. Сколько получали больше (например 70 рублей) не уточняется, 


This account has disabled anonymous posting.
If you don't have an account you can create one now.
HTML doesn't work in the subject.
More info about formatting

Profile

tipa_bandera: (Default)
tipa_bandera

March 2025

S M T W T F S
      1
2345678
91011121314 15
16171819202122
23242526272829
3031     

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated May. 25th, 2025 09:48 pm
Powered by Dreamwidth Studios