![[personal profile]](https://www.dreamwidth.org/img/silk/identity/user.png)
В статье Аксакова 1884 г. главный акцент стоит на необходимости русификации университета в Дерпте (в Прибалтийской Окраине — как он говорит). И в пример приводит русифицированный Варшавский университет (русские начали принудительную русификацию Польши после очередного польского «Майдана»):
Так как, к несчастию дли них, во всех остальных русских университетах, не исключая и Варшавского, преподавание производится на русском языке, то куда же деваться всем"там "мужам науки", воспитываемым в Дерпте, преподающим, пишущим и печатающим исключительно на языке немецком и не желающим выучиться по русски настолько, чтобы иметь возможность занять университетские кафедры внутри России?
Преподносит принудительную русификацию народов как «требование справедливости» и снова приводит пример Варшавы:
Выход же только один — указываемый и требованиями справедливости и требованиями здравой политики, т. е.: иметь на Прибалтийской Окраине университет не немецкий, а русский.... Если, — в силу того начала, что языком преподавания в государственных средних и вывших учебных учреждениях должен быть непременно язык государственный,-- русское правительство учредило в Варшаве университет не польский, а русский, в краю искони польском, имевшем самостоятельное политическое бытие, тысячелетнюю историю, богатую ученую и изящную словесность, то какой же смысл, какая же правда — держать университет не русский, а немецкий в таком краю, где немецкого населения на два почти миллиона Латышей и Эстов приходится с небольшим 100 т., где самостоятельное государственное бытие относится к преданиях глубокой древности, где почти не существовало и нет ни наука, ни литературы самостоятельной?
Короче, главная идея такая:
В России от всех обитающих в ней инородцев требуется признание единого государственного общего языка — русского...
Источник: О томъ, что желательно бы имѣть въ Прибалтійской окраинѣ русскій, а не нѣмецкій университетъ.
В тему: Как я заставил поляков выучить русский язык, 1864 г.
Поляки - это испорченные иезуитами русские, не иначе. 1809 г.
"Самые умные московские люди думали, что можно полностью стереть польский язык", 1881 г.
Кириллица для Польши и Литвы. Антимайдан по-имперски.